Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Для дошкольника основной путь развития – это накопление и обобщение собственного чувственного опыта, опирающегося на наглядные представления. Только такого рода обобщения, интерес ребенка к процессу познания могут стать основой полноценного развития дошкольника, расширения его кругозора.
Кругозор - это возможность и умение взглянуть на ситуацию или объект с разных точек зрения. Это означает смотреть на мир широко открытыми глазами. Целый мир – это ведь так много! Сейчас столько информации, что не успеваешь все объять. А как понять, какая информация полезная, какая вредная? Информация струится цифровыми, аналоговыми, вербальными и ментальными потоками, такими стремительными, что можно «потонуть». Мы воспитываем детей в эпоху «информационного ожирения». Поэтому, я считаю важным показать воспитанникам, как находить необходимую информацию, вычленять главную, а самое главное за всеми обрывочными сведениями видеть общую картину. Проще говоря, когда мы с детьми исследуем тему, то собираем и анализируем много информации. Потом наступает пора раскладывать все по полочкам, иначе в голове будет путаница и бардак. Для того чтобы помочь детям систематизировать приобретенные знания, я придумала систему навигации «Пять миров».
Основная идея – исследовать любой объект или явление с разных точек зрения, определяемых спецификой той или иной сферы окружающего мира («мир науки», «мир фантазии», «мир отношений», «мир искусства и культуры», «внутренний мир»). Я даю детям возможность почувствовать себя учеными, волшебниками, исследователями, художниками.… Такой подход позволяет анализировать, синтезировать, классифицировать, сравнивать, структурировать и, таким образом, систематизировать информацию.
Мы с детьми выбираем тему. Ее можно сузить, найти проблемный вопрос или создать проблемную ситуацию. Создание проблемной ситуации – один из приемов не только активизации мышления, но и привлечение внимания детей к объектам, которые кажутся детям хорошо известными, но на самом деле остаются далеко не познанными. К.Д. Ушинский писал: «Я думаю, что не с курьезами и диковинками науки должно в школе знакомить дитя, а, напротив, приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и всюду окружает, и тем самым показать ему на практике связь между наукой и жизнью».
Специфика каждой области определяет мою совместную деятельсть с детьми.
В «Научном мире» мы проводим эксперименты, опыты, наблюдения. Обращаемся к Энциклопедическим данным, решаем проблемные вопросы, изучаем этимологию объекта. В рамках этого мира через ТРИЗ игру «Хорошо/плохо» рассматриваем объект и его свойства, качества. Находим взаимосвязи и взаимозависимости с научной точки зрения.
В следующем мире мы с детьми подбираем/придумываем ассоциации к объекту. Строим гипотезы, что было бы, если бы. Придумываем различные воображаемые истории, творим волшебство. У нас этот мир носит имя «Фантастический мир».
Третий мир - «Мир искусства и культуры». Этот мир для знакомства с произведениями искусства (живопись, музыка, театр, кино, литература, а также с народное творчество).
Как показала моя практика работы, достаточно сложным оказался для детей «Мир отношений». Т.к. в нем дети постигают нравственные понятия: забота, сочувствие, взаимопомощь, справедливость… Что в дошкольном возрасте детям еще не совсем понятно. Так же в этом мире дети погружаются в изучение традиций, законов и правил.
Пятый, и не менее интересный мир - «Внутренний мир». В рамках этого мира дети могут выразить свои желания, проявить свои умения. Рассказать о том, что они знают, умеют, о чем мечтают… Могут поделиться сокровенными желаниями.
Хочу отметить, что границы миров весьма условны – они (миры) «взаимопроникающие», «взаимодополняющие».
В чем особенность моего способа систематизации?
Во-первых, учитываются индивидуальные особенности детей, индивидуальные потребности и их индивидуальный интерес.
Во-вторых, создается единое информационное поле, в котором каждый ребенок дошкольного возраста может получить информацию, может принять ее и интегрировать ее в свое пространство, в свои индивидуальные потребности.
В третьих, самое главное, для каждого ребенка создается ситуация успеха. С одной стороны он может проявить свой индивидуальный интерес, заявить о своих индивидуальных потребностях: я могу, я сам, я хочу, у меня получиться.
В четвертых, в специально созданных игровых условиях дети могут делиться своим опытом. Познавательный интерес детей выражается в вопросах, которые они задают друг другу во время обмена мнениями. З.М. Богуславская отмечает, что в общении друг с другом и со взрослыми дети стараются дать объяснение не понятному сами.
Чтобы способ систематизации способствовал развитию кругозора, нужно соблюдать условие - формировать устойчивые познавательные интересы по всем сферам окружающей жизни, для этого знакомить их с миром науки, фантастическим миром и миром искусства, внутренним миром и миром отношений.
Непременным условием познавательной деятельности являются следующие условия:
1. Систематичность сообщаемых сведений;
2. Последовательность сообщаемых сведений.
3. Необходимость возвращения к изучаемому объекту, явлению, рассмотрению его в новых условиях, в динамике процессе.
4. Постепенное усложнение образовательных задач.
Таким образом, данный способ систематизации, «Пять миров», приводит разрозненные сведения в единую стройную систему полученных знаний, позволяет проявить все профессиональные ведущие компетенции педагога, дает педагогу больше выбора методов и методик работы с детьми, позволяет поддерживать интерес детей постоянно. Его разносторонность, многофункциональность, мульти дисциплинированность позволяет развиваться и детям, и педагогу.
Лилия Салаватовна Юсупова
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 378 г. Челябинска»
© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.