Кейс-технологи - способ развития ассоциативного мышления детей старшего дошкольного возраста
Несколько лет назад я задумалась над вопросом: как можно помочь своим еще маленьким детям адаптироваться к новой социальной ситуации – к школе. Сделать этот переход легким и безболезненным. Наблюдая за воспитанниками, я заметила, что мостик от детского сада к школе построить легче тем детям, у которых более развито творческое воображение, образная память и способность привязывать новые знания к уже имеющимся. А это все аспекты ассоциативного мышления.
Для развития ассоциативного мышления мы с ребятами играли в разные игры: «Цепочки», «Найди лишнее», «Что общего?», «Найди противоположность», «Мнемотаблицы». Мы составляли ментальные карты, разгадывали Друдлы, изучали модели, символы.
Так же одним из приемов развития ассоциативно-образного мышления могут быть загадки, которые являются не только источником новых знаний, но и развивают фантазию детей, с их помощью дошкольники с интересом включаются в мыслительное творчество. Еще одним из основных способов для формирования ассоциативного мышления могут служить творческие задания. Например: на что похоже это облако? (ветка, звук, музыкальный мотив, и тому подобное). Интересно описание конкретных явлений окружающего мира (голос зверей, пение птиц, шелест листвы) с тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместны игры или пантомимические упражнения «Угадай настроение», «Общение жестами», «Угадай героя сказки», «Что на что похоже?». Все эти задания способствуют развитию видения, слушания и умения замечать выразительные свойства предметов и явлений.
Но мне нужна была четкая структура и необычная подача традиционных упражнений.
Я стала изучать разные технологии и методики. Именно тогда и произошло мое знакомство с КЕЙС-технологией.
Что такое кейсы и кейс-метод?
Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах. Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.
Это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций. Она направлена на освоение знаний и на формирование новых личностных качеств, умений воспитанников.
Кейсы стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни в детском саду. Я взяла кейс-технологию как способ развития ассоциативного мышления детей дошкольного возраста.
Преимущества кейс-метода:
Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.
Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых.
Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном времени.
С детьми мы разбираем разные ситуации из фантастического, околонаучного или бытового (жизненного) мира. Обращаю особое внимание на упражнения по межполушарному взаимодействию. Как известно, левое мыслит словами, правое – образами. Так вот ассоциативное мышление соединяет их деятельность в нечто единое. И от этого значительно расширяется активный словарь маленького человека. Ведь именно ассоциативного мышления положительно сказывается на развитие всех психических процессов дошкольников.
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя: ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни; контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации; комментарий ситуации, представленный автором; вопросы или задания для работы с кейсом.
Первые мои кейсы были предметными. Это связано с возрастом воспитанников. С такими кейсами можно играть и возвращаться с новой ситуацией. Они универсальны, и четко структурированы. Поэтому доступны в понимании детьми. Более этого, ребята сами классифицируют и анализируют полученную информацию. Дети взрослели – кейсы становились все более многогранными. Технология кейсов увлекла и родителей. Поэтому библиотека кейсов постоянно обновляется.
Этапы работы с кейсом:
Первый этап: подготовительный.
Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.
Таким образом, мои дети развиваются играючи. В своей работе я постоянно использую интерактивный экран и компьютеры, на них будущие школьники учатся грамотно, а главное безопасно выполнять задачи, будь то поиск информации или выполнение упражнений
Ассоциации помогают нам познавать мир, находить связи между независимыми на первый взгляд утверждениями, что позволяет увидеть новые связи. А кейс-технология позволяет доступно и увлекательно вести моих воспитанников в общество свободных, креативных и думающих людей.
Лилия Салаватовна Юсупова
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 378 г. Челябинска»
© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.