Мастер – класс.
Развитие ассоциативного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Я ГЕНИЙ!
Здравствуйте, уважаемые коллеги. У вас отличное самочувствие и прекрасное настроение. Если все именно так, значит мы готовы к МК.
Как то, наблюдая за игрой детей в своей группе, когда они расслаблены, раскрепощены и свободно общаются – я услышала такие фразы: «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу запомнить»; «Не заметил, нечаянно пропустил»; «Не понял»; «Не могу представить».
Потом мы стали замечать эти же фразы на занятиях, групповых и индивидуальных. Я восприняла эти фразы, как сигнал, о чем говорят дети? О какой проблеме они заявляют таким образом?
В нашем педагогическом арсенале, есть все инструменты для верного и качественного исследования развития ребенка. Но иногда и этой информации недостаточно. Для того, чтобы понять, с какой проблемой столкнулся ребенок, необходимо еще и ПРИСЛУШАТЬСЯ к тому, что он говорит.
Оказалось, дети сообщают о проблеме своего развития. Анализ выявил четыре категории:
Теперь к сути. J
Как мы видим, то что говорит, ребенок на прямую связано с проблемой развития психических познавательных процессов. Какие же психические познавательные процессы должны быть развиты?
Решение.J
Что же делать? Как помочь детям развить психические процессы. Решение – кружок дополнительного образования «Я Гений». Да, немного - ни мало, так амбициозно звучит название. Кто такой или , если хотите ЧТО такое ГЕНИЙ? Да, это человек с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей. Люди, которые выходят за рамки стандартов, опережают свое время. Которые создают качественно новые творения и открывает не изведанные ранее пути для творчества. Как известно все гении мыслили и мыслят АССОЦИАТИВНО. Курс на АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Ассоциация, в психологии и философии — закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.
Все дело в том, что наши память и мышление ассоциативны. Это значит, что мы склонны привязывать знания, полученные только что к уже известной информации.
Вы мне сразу назовете множество прямых ассоциаций. Например, русский писатель – А.С Пушкин; домашняя птица – курица; белый – снег; черный – земля; фрукт – яблоко; часть лица – нос. Попробуйте с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.
Ассоциации являются стимулом, воздействующим на мышление. Ассоциативное мышление полезно сказывается на скорости и продуктивности мыслительных процессов. Благодаря ему, человек (ребенок в том числе) становится способным к созданию новых оригинальных идей, смысловых связей. Развивается и поднимается на новый уровень воображение, интуиция. Ассоциативное мышление – особенное.
Не новость, что у человека два полушария. У каждого своя задача. Назовите, пожалуйста, за что отвечает левое полушарие? А правое полушарие? Левое мыслит словами, правое – образами. Так вот ассоциативное мышление соединяет их деятельность в нечто единое. И от этого получается совершенно новое качество, что тоже очень полезно для развития. Большое значение ассоциации имеют для развития памяти. Каждый раз они поднимают с ее дна множество всяких сведений, казалось бы, давным-давно забытых, и таким образом активизируют процессы припоминания и воспроизведения информации. А кроме этого значительно расширяется активный словарь маленького человека.
Помимо традиционных известных упражнений, таких как «Ассоциативные цепочки», «Найди лишнее», «Что общего?», «Найди противоположность», «Мнемотаблицы».
Я вам предлагаю некоторые интересные, на мой взгляд, упражнения. Первое - метод ментальных карт (карт памяти). А также диаграмма связей, интеллект карта, карта мыслей или ассоциативная карта, лэп–буки, бизи-борды – это способ изображения структуры информации при помощи блок-схемы.
Блок – схема звучит сухо и неинтересно, согласны? А как насчет таково варианта? Вспомнили? Как гласит народная мудрость, Все новое – это хорошо забытое старое. Как ни странно, это тетрадка из детства - настоящая ментальная карта, потому что включает в себя систему понятий, подсистему и надсистему. Благодаря различным окнам, обустройство дома или быт запоминаются играючи.
Суть упражнения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Мы знаем, что наше восприятие субъективно, какая ассоциация возникнет у вас, не знает никто.
На экране друдлы, многие наверняка с ними знакомы. Задача – придумать, как можно больше оригинальных ассоциаций. С чем ассоциируется первый рисунок?
Ответы детей:
С ароматом блинчиков конечно сложнее, но аромат мяты, апельсина, сосны и многие другие у меня есть. Я только начала собирать коллекцию ароматов, но в будущем ожидается богатое собрание.
Давайте посмотрим, как обстоят дела у наших коллег по созданию многослойной ментальной карты. К какому выводу вы пришли?
Вывод:
Ассоциации помогают нам познавать мир, находить связи между независимыми на первый взгляд утверждениями, что позволяет увидеть новые связи.
Это приводит к появлению нестандартных решений. АМ является достаточно важной и нужной задачей развития человека, как личности. Ассоциативное мышление
следует развивать!
Лилия Салаватовна Юсупова
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 378 г. Челябинска»
© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.