Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Мастер – класс.

Развитие ассоциативного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Я ГЕНИЙ!

  1. Начало J

Здравствуйте, уважаемые коллеги. У вас отличное самочувствие и прекрасное настроение. Если все именно так, значит мы готовы к МК.

Как то, наблюдая за игрой детей в своей группе, когда они расслаблены, раскрепощены и свободно общаются – я услышала такие фразы: «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу запомнить»; «Не заметил, нечаянно пропустил»; «Не понял»; «Не могу представить».

Потом мы стали замечать эти же фразы на занятиях, групповых и индивидуальных. Я восприняла эти фразы, как сигнал, о чем говорят дети? О какой проблеме они заявляют таким образом?

В нашем педагогическом арсенале, есть все инструменты для верного и качественного исследования развития ребенка. Но иногда и этой информации недостаточно. Для того, чтобы понять, с какой проблемой столкнулся ребенок, необходимо еще и ПРИСЛУШАТЬСЯ к тому, что он говорит.

Оказалось, дети сообщают о проблеме своего развития. Анализ выявил четыре категории:

  1. фразы, «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу запомнить» -Проблема с памятью
  2. «Не заметил, нечаянно пропустил» - Проблема с вниманием
  3. «Не понял» - Проблема с мышлением, скоростью обработки информации
  4. «Не могу представить» - Проблема с воображением

Теперь к сути. J

Как мы видим, то что говорит, ребенок на прямую связано с проблемой развития психических познавательных процессов. Какие же психические познавательные процессы должны быть развиты?

Решение.J

Что же делать? Как помочь детям развить психические процессы. Решение – кружок дополнительного образования «Я Гений». Да, немного - ни мало, так амбициозно звучит название. Кто такой или , если хотите ЧТО такое ГЕНИЙ? Да, это человек с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей. Люди, которые выходят за рамки стандартов, опережают свое время. Которые создают качественно новые творения и открывает не изведанные ранее пути для творчества. Как известно все гении мыслили и мыслят АССОЦИАТИВНО. Курс на АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Ассоциация, в психологии и философии — закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.

Все дело в том, что наши память и мышление ассоциативны. Это значит, что мы склонны привязывать знания, полученные только что к уже известной информации.
Вы мне сразу назовете множество прямых ассоциаций. Например, русский писатель – А.С Пушкин; домашняя птица – курица; белый – снег; черный – земля; фрукт – яблоко; часть лица – нос. Попробуйте с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.
Ассоциации являются стимулом, воздействующим на мышление. Ассоциативное мышление полезно сказывается на скорости и продуктивности мыслительных процессов. Благодаря ему, человек (ребенок в том числе) становится способным к созданию новых
оригинальных идей, смысловых связей. Развивается и поднимается на новый уровень воображение, интуиция. Ассоциативное мышление – особенное.

Не новость, что у человека два полушария. У каждого своя задача. Назовите, пожалуйста, за что отвечает левое полушарие? А правое полушарие? Левое мыслит словами, правое – образами. Так вот ассоциативное мышление соединяет их деятельность в нечто единое. И от этого получается совершенно новое качество, что тоже очень полезно для развития. Большое значение ассоциации имеют для развития памяти. Каждый раз они поднимают с ее дна множество всяких сведений, казалось бы, давным-давно забытых, и таким образом активизируют процессы припоминания и воспроизведения информации. А кроме этого значительно расширяется активный словарь маленького человека.

Помимо традиционных известных упражнений, таких как «Ассоциативные цепочки», «Найди лишнее», «Что общего?», «Найди противоположность», «Мнемотаблицы».

Я вам предлагаю некоторые интересные, на мой взгляд, упражнения. Первое - метод ментальных карт (карт памяти). А также диаграмма связей, интеллект карта, карта мыслей или ассоциативная карта, лэп–буки, бизи-борды – это способ изображения структуры информации при помощи блок-схемы.

Блок – схема звучит сухо и неинтересно, согласны? А как насчет таково варианта? Вспомнили? Как гласит народная мудрость, Все новое – это хорошо забытое старое. Как ни странно, это тетрадка из детства - настоящая ментальная карта, потому что включает в себя систему понятий, подсистему и надсистему. Благодаря различным окнам, обустройство дома или быт запоминаются играючи.

  1. Я предлагаю 4 добровольцам создать свою многослойную ментальную карту на тему «ЛЕТО». У вас на столах есть инструкции и все необходимые материалы. Включите воображение и фантазию!
  2. А я тем временем расскажу о другом интересном упражнение - разгадывание Друдлов. Слово образовано от англ. слов: каракули, рисунок, загадка.

Суть упражнения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Мы знаем, что наше восприятие субъективно, какая ассоциация возникнет у вас, не знает никто.

На экране друдлы, многие наверняка с ними знакомы. Задача – придумать, как можно больше оригинальных ассоциаций. С чем ассоциируется первый рисунок?

Ответы детей:

  1. Голова с глазами, светофор, пуговица.
  2. Игрушка для кота, заколка, песочные часы на столе, качели, браслет.
  3. Печенька, метеорит, луна, лужа
  4. Летающая тарелка, звездолет, сетка для ловли животных, лицо девочки с косичками, утка, шапка с ушками, кастрюля, сито.
  5. Надувной круг, знак, дедушка с усами, подводная лодка, столик, горшок,
  6. Боулинг, двери а между ними коврик, 2 футболиста
  1. Еще одно упражнение, вам оно покажется знакомым, называется «Клубок ассоциаций» . Вот такой замечательный клубок, да не простой. Есть множество вариантов, как использовать его. Суть упражнения в том, чтобы назвать ассоциации с материалом, который вам выпал. Причем темы для ассоциаций могут быть разные. Например, «Одежда», «Цвета», «Ощущения», «Животные». Мы с вами назовем ассоциации на саму простую тему «Одежда». С детьми мы играем сидя в кругу, а нить клубка, является еще и связующей нас всех.
  2. Есть еще одно упражнение, очень любимое детьми. Это «Звуковые ассоциации». Создано оно в программе «Смарт Нотебук» для интерактивной доски. Суть в том, чтобы узнать предмет и явление по звуку. Сначала мы рассуждаем, могут ли предметы на экране издавать звуки? Потом дети закрывают глаза и отгадывают звуки какого технического устройства или животного, предмета или явления они слышат.
  3. А могут ли вызывать ассоциации запахи? Еще как, с чем ассоциируется аромат блинчиков с пылу с жару?

С ароматом блинчиков конечно сложнее, но аромат мяты, апельсина, сосны и многие другие у меня есть. Я только начала собирать коллекцию ароматов, но в будущем ожидается богатое собрание.

Давайте посмотрим, как обстоят дела у наших коллег по созданию многослойной ментальной карты. К какому выводу вы пришли?
Вывод:

Ассоциации помогают нам познавать мир, находить связи между независимыми на первый взгляд утверждениями, что позволяет увидеть новые связи.
Это приводит к появлению нестандартных решений. АМ является достаточно важной и нужной задачей развития человека, как личности. Ассоциативное мышление
следует развивать!

 

 

Лилия Салаватовна Юсупова

Воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 378 г. Челябинска»


 

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.