Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Тема

Сокровища уральской земли

Цель: Познакомить детей с миром неживой природы, разнообразием камней и их свойствами

  1. Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств.
  2. Называть свойства и особенности (крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.)
  3. Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений. Дать детям представление о поделочных камнях.
  4. Расширять словарный запас (археология, геология, минералогия, скульптур, ювелир, геолог, археолог, шахтер, горняк)
  5. Рассказать про особо охраняемые территории Челябинской области мирового значения: Ильменский заповедник

 

Материалы к занятию

-компьютерная презентация

- коробка ощущений

-коллекция камней, картины из янтаря, драгоценные украшения.

-наборы картинок, фотографий с изображением камней, минералов, набор изделий из разных камней.

- описательные схемы

 

Предварительная работа

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Ход занятия.

Воспитатель:

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять
В пыли на дороге ненужным лежать
Кто поможет предмет по приметам узнать?

 

- Сегодня мы с вами узнаем одну из «великих тайн Природы»

 

Дети заходят в кабинет и садятся на стулья

— Это камень.

 

 

 

 

 

Слайд 1:

Общая картинка и большой знак вопроса.

- Как вы думаете, нужен ли камень человеку?

 

 

- Подумайте, а где чаще всего находят и добывают камни?

 

- Сейчас мы отправимся в удивительное место «Ильменский горный хребет»

Перед походом необходимо размяться.

— Да, он нужен для строительства домов, мостов и т.д

— В морях и океанах, на берегах рек, в горах и пещерах.

 

Слайд 2:

Изображения зданий, мостов, скульптур, украшений, ракет и самолетов.

Слайд 3: горы, скалы и моря.

 

Физминутка.
Вот высокая гора,
А под ней внизу - нора

У норы шесть совят
Во все стороны глядят

Вот высокая гора, А под ней внизу - нора
у горы шесть медвежат
И шесть маленьких ежат

 

 


Вот высокая гора,
А под ней внизу - нора
у горы шесть воробьят
Улететь они хотят

Вот высокая гора,
А под ней внизу - нора
У норы шесть жеребят
Травку свежую едят

Вот высокая гора,
А под ней внизу - нора
У норы шесть лягушат
скачут, прыгают, спешат.

Вот высокая гора,
А под ней внизу - нора
А в норе крот, крот,
Роет он подземный ход!

(тянемся вверх)
(приседаем)

(Крутим головой)

 

(тянемся вверх)
(приседаем)

(ходим "по медвежьи")

(скрещиваем у груди руки с растопыренными пальцами - "колючки")

 

("машем крыльями")
 

 

 

 

 

(наклоны)




(прыжки)

 

 

 

 

("загребаем" руками)

Экран выключен

- Вот и добрались мы с вами до места известного во всем мире, до места заповедного и особенного – Ильменский заповедник.
Встречает нас геолог Виктор Степанович
J
Голос геолога за кадром: здравствуйте ребята, добро пожаловать в Ильменский заповедник! Это единственное место в мире, где найдено более 200 минеральных камней - самоцветов, 18 из них открыты и найдены только здесь. У нас есть интересный музей, в котором хранятся самые большие и редкие экспонаты.

Я по профессии геолог – изучая строение и состав камней, с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

- Давайте и мы с вами попробуем стать геологами. Подумайте, какие инструменты нам пригодятся?

Игра «собери инструменты геолога»

Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.

Ход игры: Задаю вопрос : для чего нужен этот инструмент?

Дети предполагают, рассуждают – воспитатель подсказывает.

- После того, как мы экипировались, начнем поиски месторождений. У геолога главное ум и глаза. Чтобы глаза оставались зоркими , необходимо сделать гимнастику для глаз.

 

Слайд 4:

Фото, карта заповедника и геолога.

Голос геолога .

 

Изображение музея и экспонатов.

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

Инструменты геолога, объяснить для чего необходим тот или иной инструмент

 

 

 

 

 

 

Гимнастика для глаз.

А гимнастику нам поможет выполнить еще один геолог, только сказочный – гном.

Машет гном над головой
Остроточенной киркой.
Тянет вверх – нашел алмаз,
Отдохнет, и снова – рраз!
Нагибается – он тут
Обнаружил изумруд.
Соберем их – раз, два, три!
Сколько их еще – смотри!
Приседаем, приседаем,
Чудо-камни собираем,
А сапфиры высоко,
И достать их нелегко.
Гном подпрыгнул, постарался,
И от счастья засмеялся!

Дети встают с мест

 

 

Движения глазами влево-вправо

 

Закрыты глаза

Глаза вниз

Открыть глаза широко

Вверх-вниз

Круговые движения

Моргаем

 

Глаза наверх

Влево – вправо

Улыбаться широко J

Экран выключен.

 

В это время воспитатель ставит на стол поднос с камнями и схемы для описания камней.

-Обратите внимание у вас на столе поднос с камнями, возьмите понравившийся камень в руку, потрогайте, рассмотрите.

Теперь мы с вами настоящие лаборанты, которые исследуют камни более точно, прежде чем отдать их в производство, например к ювелирам.

-Камни одинаковые или разные?

-Чем ваши камни ребята отличаются?.

-Какого цвета камни у вас?.

-А могут быть другого цвета, как вы думаете

-Как одним словом охарактеризовать свойство камня - иметь разную окраску

-Чтобы легче запомнить свойства камней мы с вами будем заполнять схему-подсказку

-Как вы думаете, на нашей схеме можно условно отобразить первое свойство камня. Предложить ребенку вставить в таблицу этот знак.

-Что вы можете рассказать о своём камне?

-Верно, камни разные потому что…. ответы детей у них разный цвет, размер, форма.

Дети садятся на стулья и закрывают глаза.

 

Дети подходят к столу и рассматривают, трогают камни.

Дети берут схемы на подложках и заполняют их по мере озвучивания пунктов воспитателем.

 

Они большие и маленькие

серый, красный, синий, коричневый, зелёный разноцветный

 

Камень показать всем-ответы детей

 

он большой, тяжелый, разноцветный, шероховатый, острые имеет края и тупые, гладкий….

Вызываю 2-3 детей, которые рассказывают о своих камнях

Слайд 6 на экране изображения камней, геолога и лаборанта

 

Слайд 7

На экране схема описания камней.

После того, как вы нашли и изучили камень, его передают мастерам.

Если это цельный огромный валун – скульптору.

Если камень красивый и даже ценный – ювелиру. Это значит , что камень должен представлять ценность, а как в сером кусочке горной породы разглядеть красоту. Для этого тоже нужен талант.

Логическая игра «Круги Эйлера»

Цель: развитие логического мышления.

Ход игры: необходимо распределить камни по признакам(цвет, форма) по областям (3)В конце игры – подобрать камню оправу.

 

 

Слайд 8

Ювелирная мастерская – круги Эйлера

Дети выполняют задание на экране.

Подведение итогов

Камни находятся под землёй, на её поверхности и в водоёмах.

-В древние века человек использовал камни как орудия труда и для охоты.

Позднее камнями стали украшать одежду.

Камни служили украшением, оберегом и просто игрушкой.

–Из камней делали и делают сейчас предметы для интерьера дома.

– Используют камни при строительстве дорог, для тротуаров, лестниц и площадок он не заменим
– Камень незаменим при строительстве памятников. Вы узнали этот памятник?

– В строительстве фонтанов.

– Мало кто знает, что соль это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы
Камнями в наше время даже лечатся!-А ещё камни можно собирать в коллекции, привозя из путешествий!–Камни красивые необычные и интересные.

Я вам покажу, что можно сделать с камнями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прощание (ритуал, рефлексия)

Вам понравилось в Ильменском заповеднике?

- Что вы о нем узнали?

-А что интересное с вами происходило?

- Расскажите мне о схеме, что она означает?

- Кто может рассказать, что нового вы сегодня узнали?

На память я вам отдаю схему подсказку, вам не составит труда рассказать о том, что сегодня вы узнали о камнях.

Всего доброго и до новых встреч, до новых удивительных приключениях.

 

Слайд 8

На экране геолог, лаборант и ювелир.

Конспект открытого занятия по экологии (подготовительная группа).

 

Лилия Салаватовна Юсупова

Воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 378 г. Челябинска»


 

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.