Тема | Сокровища уральской земли | |||
Цель: Познакомить детей с миром неживой природы, разнообразием камней и их свойствами |
| |||
Материалы к занятию | -компьютерная презентация - коробка ощущений -коллекция камней, картины из янтаря, драгоценные украшения. -наборы картинок, фотографий с изображением камней, минералов, набор изделий из разных камней. - описательные схемы
| |||
Предварительная работа | Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”. | |||
Ход занятия. Воспитатель: Он может быть мелкий – в ладошке лежать, Тяжёлый, большой, одному не поднять
- Сегодня мы с вами узнаем одну из «великих тайн Природы»
| Дети заходят в кабинет и садятся на стулья — Это камень.
|
Слайд 1: Общая картинка и большой знак вопроса. | ||
- Как вы думаете, нужен ли камень человеку?
- Подумайте, а где чаще всего находят и добывают камни?
- Сейчас мы отправимся в удивительное место «Ильменский горный хребет» Перед походом необходимо размяться. | — Да, он нужен для строительства домов, мостов и т.д — В морях и океанах, на берегах рек, в горах и пещерах.
| Слайд 2: Изображения зданий, мостов, скульптур, украшений, ракет и самолетов. Слайд 3: горы, скалы и моря.
| ||
Физминутка.
| (тянемся вверх) (Крутим головой)
(тянемся вверх) (ходим "по медвежьи") (скрещиваем у груди руки с растопыренными пальцами - "колючки")
("машем крыльями")
(наклоны)
("загребаем" руками) | Экран выключен | ||
- Вот и добрались мы с вами до места известного во всем мире, до места заповедного и особенного – Ильменский заповедник. Я по профессии геолог – изучая строение и состав камней, с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. - Давайте и мы с вами попробуем стать геологами. Подумайте, какие инструменты нам пригодятся? Игра «собери инструменты геолога» Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими. Ход игры: Задаю вопрос : для чего нужен этот инструмент? Дети предполагают, рассуждают – воспитатель подсказывает. - После того, как мы экипировались, начнем поиски месторождений. У геолога главное ум и глаза. Чтобы глаза оставались зоркими , необходимо сделать гимнастику для глаз. |
| Слайд 4: Фото, карта заповедника и геолога. Голос геолога .
Изображение музея и экспонатов.
Слайд 5 Инструменты геолога, объяснить для чего необходим тот или иной инструмент
| ||
Гимнастика для глаз. А гимнастику нам поможет выполнить еще один геолог, только сказочный – гном. Машет гном над головой | Дети встают с мест
Движения глазами влево-вправо
Закрыты глаза Глаза вниз Открыть глаза широко Вверх-вниз Круговые движения Моргаем
Глаза наверх Влево – вправо Улыбаться широко J | Экран выключен. | ||
В это время воспитатель ставит на стол поднос с камнями и схемы для описания камней. -Обратите внимание у вас на столе поднос с камнями, возьмите понравившийся камень в руку, потрогайте, рассмотрите. Теперь мы с вами настоящие лаборанты, которые исследуют камни более точно, прежде чем отдать их в производство, например к ювелирам. -Камни одинаковые или разные? -Чем ваши камни ребята отличаются?. -Какого цвета камни у вас?. -А могут быть другого цвета, как вы думаете -Как одним словом охарактеризовать свойство камня - иметь разную окраску -Чтобы легче запомнить свойства камней мы с вами будем заполнять схему-подсказку -Как вы думаете, на нашей схеме можно условно отобразить первое свойство камня. Предложить ребенку вставить в таблицу этот знак. -Что вы можете рассказать о своём камне? -Верно, камни разные потому что…. ответы детей у них разный цвет, размер, форма. | Дети садятся на стулья и закрывают глаза.
Дети подходят к столу и рассматривают, трогают камни. Дети берут схемы на подложках и заполняют их по мере озвучивания пунктов воспитателем.
Они большие и маленькие серый, красный, синий, коричневый, зелёный разноцветный
Камень показать всем-ответы детей
он большой, тяжелый, разноцветный, шероховатый, острые имеет края и тупые, гладкий…. Вызываю 2-3 детей, которые рассказывают о своих камнях | Слайд 6 на экране изображения камней, геолога и лаборанта
Слайд 7 На экране схема описания камней. | ||
После того, как вы нашли и изучили камень, его передают мастерам. Если это цельный огромный валун – скульптору. Если камень красивый и даже ценный – ювелиру. Это значит , что камень должен представлять ценность, а как в сером кусочке горной породы разглядеть красоту. Для этого тоже нужен талант. Логическая игра «Круги Эйлера» Цель: развитие логического мышления. Ход игры: необходимо распределить камни по признакам(цвет, форма) по областям (3)В конце игры – подобрать камню оправу.
| Слайд 8 Ювелирная мастерская – круги Эйлера Дети выполняют задание на экране. | |||
Подведение итогов Камни находятся под землёй, на её поверхности и в водоёмах. -В древние века человек использовал камни как орудия труда и для охоты. Позднее камнями стали украшать одежду. –Камни служили украшением, оберегом и просто игрушкой. –Из камней делали и делают сейчас предметы для интерьера дома. – Используют камни при строительстве дорог, для тротуаров, лестниц и площадок он не заменим – В строительстве фонтанов. – Мало кто знает, что соль это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы Я вам покажу, что можно сделать с камнями. |
|
| ||
Прощание (ритуал, рефлексия) Вам понравилось в Ильменском заповеднике? - Что вы о нем узнали? -А что интересное с вами происходило? - Расскажите мне о схеме, что она означает? - Кто может рассказать, что нового вы сегодня узнали? На память я вам отдаю схему подсказку, вам не составит труда рассказать о том, что сегодня вы узнали о камнях. Всего доброго и до новых встреч, до новых удивительных приключениях. |
| Слайд 8 На экране геолог, лаборант и ювелир. |
Конспект открытого занятия по экологии (подготовительная группа).
Лилия Салаватовна Юсупова
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 378 г. Челябинска»
© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.